История болезни... Радио.

Первым моим осознанным интересом в жизни была астрономия. Моя сестра на 7 лет старше меня и когда я собирался в третий класс она принесла учебники для десятого. Обложка учебника по астрономии меня зачаровала. Учебник был прочитан за неделю. Следом за этим был прочитан от корки до корки раздел оптики в учебнике физики у сестры. Я сразу вспомнил про театральный бинокль, чей-то подарок родителям, про фильмоскоп под кроватью и про кучу линз, валявшихся у меня в картонной коробке для выжигания всякой всячины в солнечные дни. Знаний не было, но так хотелось увидеть, что там, в этом бесконечном пространстве. Первый самодельный телескоп я уже и не помню. Помню, что пострадала вся оптика, что была дома, но раз в 5 эта штука увеличивала. Кратеры на Луне были бесподобны. До сих пор благодарен родителям, за то, что обошлось без ремня :) В местном киоске я купил журнал "Земля и Вселенная". Там мне попалась статья про радиотелеском РАТАН-600. Оказывается Космос можно не только смотреть, но и слушать! В то время был у отца приемник "Альпинист-2". Принимал он только средние и длинные волны, но все непонятные "булькалки" в фантазиях становились сигналами издалека. Тогда я впервые услышал морзянку, в тоновой АМ. Сразу возникло любопытство, а чего там передают? Это был конец третьего класса и потом были каникулы.

Дальше класс четвертый. Время от времени я поглядывал на небо в самодельную подзорную трубу (ну не телескоп же это), читал интересные журналы, гонял со сверстниками шайбу или мяч, в зависимости от времени года, "казаки-разбойники", 12 палочек, прятки, соседняя стройка и т.д.

Раньше четвертый класс становился подшефным у семиклассников. Шефы старались чего-то организовать интересного своим подшефным и так случилось, что у наших шефов оказался увлеченный радио человек и он организовал у нас, четвероклассников, радиокружок! Звали этого человека Игорь Костин. Записалось человек десять. Начали с условных обозначений, номиналов и т.д , было невероятно интересно. Тогда я купил в палатке "Союзпечать" свой первый журнал "Радио".

К сожалению радость была не долгой, по причине разногласий со школьной администрацией наш радиокружок закрыли. Поговаривали, что связано было с техникой безопасности, вредом канифольного дыма и т.д. В общем оказались мы без радиокружка с самыми начальными знаниями электротехники и без всякой практики предоставлены сами себе.

Начался пятый класс и где-то в самом начале учебного года одноклассник Саня забежал в наш двор и заговорщецки сказал, что в школе открывают настоящий радиокружок, что все по-взрослому, детали, паяльники, но берут только с шестого класса и, самое главное, записывают прямо сейчас! Со старого, шефского, радиокружка оставалось нас трое, Саня, Паша и я. Мы быстренько собрались и пошли записываться. Записывали в кабинете физики, там сидел какой-то дядька, который точно в нашей школе не работал. Наши шансы сразу поднялись и мы, соврав, что учимся в шестом классе, были записаны в настоящий школьный радиокружок! Вот это было счастье! Сегодня, наверное, это сложно понять, но тогда это было именно так! На занятия не ходили, а летали. Было всенепременное условие - отсутствие двоек. За двойки "отлучали" от кружка до времени исправления оных на что-нибудь приемлимое. Нас научили делать самодельные макетки! Нас научили мотать дросселя на ферритовых кольцах с помощью приспособы из стержня для шариковых авторучек! Я собрал первый приемник прямого усиления на трех(!) транзисторах (схему помню наизусть до сих пор)! И тут, опять невезуха...

Руководитель радиокружка и руководство школы опять не договорились и радиокружка не стало. К тому времени я мог вполне самостоятельно собрать схему, но не хватало творческого общения. Журналы "Радио", ранее исправно покупавшиеся в местном киоске, теперь приходили по подписке (опять спасибо родителям!) и зачитывались до дыр. Точнее не совсем до дыр, а первая половина пролистывалась, т.к. там было много не очень интересного и был совсем непонятный раздел про КВ-УКВ. Какие-то позывные, числа Вольфа, SWL, QRZ - сплошная загадка. В то время меня больше интересовала малая автоматика, УНЧ, радиоприем, звукозапись. Саня, мой одноклассник, от радиолюбительства отошел остался только Паша. Вот с Пашей у нас и состоялась первая "радиосвязь". Жили мы в соседних дворах, метров 200 друг от друга. Он жил на пятом, а я на четвертом этаже. Начитавшись журналов я предложил Пашке собрать однотранзисторный передатчик. Собрали мы по гетеродину на частоту что-то около 70 МГц и в базу транзистора качали сигнал от магнитофона. Генератор располагался на балконе, в качестве антенны был кусок провода длиной метра два выброшенный с балкона на улицу. Принимали на обычный УКВ приемник в ЧМ. Есть связь! Частота плавала, но приемником можно было оперативно подстроиться. Мы друг другу гоняли записи, качество было весьма приличным, но даже за Пашкиным двором, даже с внешней антенной ничего уже не принималось. Но все-равно, какой азарт!

Между делом я собирал всякие реле времени для нашего школьного фотокружка, цветомузыки, бегущие огни, усилители. Был 1981 год. Как-то наша школьная пионервожатая предложила мне сходить в ДОСААФ и предложила взять друзей. У нее работала там знакомая, которая вела радиокружок. Если бы я знал, что под радиокружком подразумевалось изучение азбуки Морзе я не пошел бы никогда! Но какова была первая встреча...

Пионервожатая привела меня и Пашу чуть раньше времени, ее знакомой еще не было и она оставила нас "дядькам" на коллективке. Тогда это была UK3XAA. Дядьками оказались Вячеслав Ильич Курков (в то время UA3XDM) и Толоманов Владимир Евгеньевич (тогда UA3XCH, ныне RA3XW). Быстренько они показали станцию. Тогда там было три штуки Р-250 с М и без, передатчик "Ильмень" и нечто на базе какой-то военной станции с двумя ГУ-80 на выходе. Ильич покрутил ручку приемника и найдя какую-то станцию сказал что-то типа "Вот это Оренбург". Мы несколько опешили, но когда Володя вызвал этого оператора и с ним поговорил, то стало вообще занятно. Этож какая даль! Тут подошла женщина, которая набирала школьников в кружок и мы пошли в класс. Звали эту женщину Надежда Дмитриевна Марийчук. Первые десять минут у меня был шок! Нас пришло около 15 человек, нам рассказали, что мы будем учить азбуку Морзе и те, кто ее хорошо освоит смогут работать на коллективке. Я шел, чтобы получить новые знания в элетронике и радиотехнике, а тут Морзе. Я до сих пор не знаю, зачем пришел на эти занятия второй раз. Шло время, морзянка поддавалась и знаков 90 я уже принимал. Надежда Дмитриевна уволилась из ДОСААФ и мы остались предоставлены сами себе. Меня уже пускали на коллективку и я вовсю работал там телеграфом. В SSB работать не давали, пока не проведешь сколько-то связей CW. Аппаратура и антенны позволяли комфортно работать и проводить много QSO, но после этого было обязательным выписать QSL. Вот так, прям сразу, в этот же день. QSL-бюро работало отлично, пачки карточек отправлялись и получались еженедельно. На колективке в то время начальником был Владимир Семенович Могилев (тогда и ныне UA3XAN).

Было начало 1983 года когда он собрал нас на коллективке и сказал, что мы едем на Зональные соревнования по скоростной радиотелеграфии в Калининград! Вот это да! В такую даль! Потом была еще куча соревнований по СРТ, в год по три-четыре, сборы перед ними, в общем Семеныч нам расслабиться не давал. На КВ работали, кажется, во всех тестах подряд. Звезд, особо, не хватали, но было очень интересно. Где-то в это же время Александр UA3XAK (к сожалению SK) предложил съездить на "Полевой День УКВ". Для меня, да и наверное для многих тогда это было что-то новое. Аппаратура и антенны UA3XAK, нужны были операторы и просто рабочая сила. ДОСААФ давал командировочные на всех, машину с водителем и топливом и два армейских шатра. Приехали мы на Зайцеву Гору (тогда RO43a, сейчас граница KO74FL/FM). Собрали антенны, отработали, мне этот выезд очень запомнился какой-то особой сплоченностью всех. Это был 1984 год, мне 18. До получения повестки я успеваю подать документы на постройку радиостанции и получение позывного.

Осенью 1984 я уже был в учебке в Канске. Специальность была ВСР ФБА, это такой солдат, что сидит в хвосте АН-12 и стреляя из НР-23 держит связь через РСБ-5. По крайней мере у нас было так. Летную практику и радиообмен, правда, проводили на АН-24. Уже находясь в учебке я получил письмо, что мне присвоен позывной UA3XBL и еще звание КМС по телеграфии. После учебки было Толмачево (г. Обь Новосибирской области). Там работал в ТЭЧ, группа РЭО, для срочника это работа "принеси-отнеси". Два года прошли незаметно. Потом...

много чего было потом.